Александр Аникеев: «Молодежь - это особая социальная группа».
Главная Новости Александр Аникеев: «Молодежь - это особая социальная группа».

Александр Аникеев: «Молодежь - это особая социальная группа».

Александр Аникеев: «Молодежь - это особая социальная группа».

«Молодежь - это особая социальная группа» - с этих слов начал свое выступление министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев на онлайн-встрече, которая прошла в рамках праздничных мероприятий в День молодежи России. Он отметил, что характерной особенностью молодежи является постоянное самоопределение. И этим фактором определяется и статус, и социальное поведение молодежи. Не всегда старшее поколение готово принять молодежь, но если бы они это смогли сделать, то наверняка в нашем общественном развитии мы достигли бы большего. Важно не навязывать молодому поколению свои моральные устои и ценности. У современной молодежи они свои.

Министр также опроверг некоторые тезисы, которые часто возникают в разговорах о современном поколении. В частности, молодежь упрекают в пассивности, непатриотичности и неуважении к истории. Но, как отметил министр, это не так. Социальная энергия и коллективные действие у современной молодежи проходят в других, отличающихся от прошлых поколений, формах активности. Яркий пример этому - волонтерство. Уникальное явление, получившее широкое распространение. В период борьбы с коронавирусом волонтеры очень ярко проявили себя. Самым ярким тому примером является проект #мывместе. Что же касается мнимого отсутствия патриотизма у молодого поколения, то это связано с тем, советская эпоха не является личным жизненным опытом для современной молодежи. И необходимо прекращать кивать в сторону советского прошлого, а самим начать ориентироваться на современные практики и грамотно направлять деятельность молодежи в нужное русло с их применение. Прошлое - это наша история, но не нашей молодежи.

Отвечая на вопрос «Как обучать современную молодежь?» Александр Сергеевич привел в пример собственный преподавательский опыт сроком в 21 год. «Важно понимать, что сейчас движет современным поколением. Если учитель этого не понимает, то он не сможет ничему научить новое поколение. Важно не переучивать молодежь. Важно быть для них примером и меняться самому», - отметил министр.

Дистанционное образование самая дискуссионная тема в современном мире. Зачастую в ходе этих дискуссий не рождается никаких полезных идей. У онлайн-образования много сторонников и противников. Но этот тренд уже не остановить. Онлайн-образование развивается, и оно имеет ряд преимуществ. В частности, это индивидуализация. Но абсолютизировать онлайн-образование не стоит, нужно видеть и ограничения. Например, необходимо постоянно разрабатывать образовательные курсы, так как стандартная система обучения не подходит для образования онлайн. Также необходимо прорабатывать системы образования для младших классов, так как у них слабые пользовательские навыки и это самая уязвимая категория учащихся, чем средние классы и студенты. Внедрение дистанционного образования должно зависеть от характера решаемых задач и понимания для чего оно внедряется. «Я убежден, что качественное образование возможно обеспечить только через смешанное обучение. Это новый тренд», - отметил Александр Сергеевич.

Школы в сентябре откроются, хотя пандемия может наложить на это свой отпечаток. Вероятно, придется периодически прибегать к переходам на онлайн-обучение.

Калужская область уже пятый год участвует в проекте «Учитель для России». 28 школ и самое большое количество учителей представляют именно наш регион. Некоторые из участников остаются работать в наших школах, а это значит, что Калужская область для них интересна. Что касается другого проекта - «Земский учитель» - то в этом году к нам в область едет 10 новых преподавателей. Они выбрали школы не только в областном центре, но и в удаленных районах - Ульяновском, Жиздринском, Хвастовичском. Важным фактором для всех, кто хочет принять участие в проекте «Земский учитель», является то, что будущим преподавателям при переезде необходимо выбирать место работы не более в 200 километрах от места их регистрации. Также из бюджета Калужской области прибывшим учителям выделяется 1 000 000 рублей на приобретение жилья и хозяйства.

Трендом современного образования является получение дополнительных знаний, так как общее школьное образование не дает широкого выбора специальностей, а дает общие знания. Дополнительное образование предоставляет человеку выбор специальности. В регионе будет создано множество новых мест для дополнительного образования. К тому же допобразование активно развивается в онлайн-режиме, а педагоги нашли много новых форм для проведения занятий онлайн. «Я думаю, что процесс трансформации допобразования в онлайн не будет масштабным», - высказал свое предположение Александр Аникеев.
Отвечая на вопрос «Появятся ли факультеты допобразования?» министр отметил, что важно понимать необходимость подготовки таких учителей. «Кто такой педагог допобразования? Не лучше ли сделать так, чтобы специальность педагога допобразования стала дополнительной для педагога-предметника. Ранее В КГПУ были курсы, где обучались танцам, театральной педагогике, фотографированию, туризму. Этим формам активности уже готовят в нашем педагогическом колледже. Вскоре такое направление появится и в КГУ», - заявил министр.

В ходе разговора Александр Аникеев в ответе на вопрос «Что нравится и не нравится в современной молодежи?» отметил ее положительные черты, такие как патриотизм, альтруизм, самореализация. А вот отрицательные стороны министр назвать сходу затруднился. «Современная молодежь - это данность. Она несет на себе все отпечатки современного общества. Единственное, что не приемлемо любой категории граждан, - потребительство и невосприятие законов. Но нужно работать с молодежью, чтобы ее энергия была направлена в нужное русло. Не злоупотреблять патриотизмом и помогать ей», - высказался Александр Сергеевич.

Также министр еще раз высказал свое мнение по поводу работы системы образования во время пандемии. «Пандемия показала и плюсы и минусы системы образования. В первую очередь - это мощная консолидация педагогического сообщества. Все ждали, что учителя будут против, но педагоги поняли свою ответственность и показали свои лучшие качества. Мало кто понимает что произошло в это время. Перевести всю систему образования на дистанционные рельсы без подготовки и ресурсов невероятно сложно. Все было впервые, и система работала. Да, приходилось каждый день придумывать что-то новое, и постоянно совершенствоваться. Но даже преподаватели старшего поколения смогли справиться с работой в онлайн-режиме. Необходимо понимать, что мы еще очень далеки для того, чтобы сделать базу для дистанционного обучения. Работать надо много - разрабатывать платформы, системное обеспечение, учить учителей, дать им необходимые инструменты. Есть проблемы с интернетом и множество людей живут без необходимой для этого компьютерной техники. Необходимо обучать население пользовательским навыкам. Очень жаль, что огромная часть общества вела себя не по-граждански, а потребительски, не проявляя гражданскую позицию. Пандемия обнажила наши страхи и люди должны научиться доверять и слушать, должны консолидироваться и осознавать реальность. К счастью, большинство людей сообща выстояло, и это показатель нашей стабильности и возможности выхода из любой сложной ситуации», - высказался на эту тему министр.

В завершении Александр Аникеев поблагодарил присутствующих и выразил благодарность всем, кто в период пандемии сделал все для благополучия общества. И это показатель, что современная молодежь способна на подвиги.
28 июня 2020

Возврат к списку

Партнеры